Домашний мастер.
Домашний мастерСделай домашней страницей!

Разделы
Главная
Полезные статьи
Балконы и лоджии
Библиотека
Внутренние конструкции
Выставки
Гороскоп
Двери и перегородки
Дизайнеры
Дом
Журналы
Забор и ворота
Инструменты
Интерьер
Кровля
Кухня
Ландшафт
Лестница
Мебель
Новости
Обустрой быт
Окна
Отделочные материалы
Печи и камины
Подвал и фундамент
Пол
Потолок
Растения
Ремонт
Санузел и канализация
Сделай сам
Статьи безопасности
Статьи изоляции
Статьи кондиционирования и вентиляции
Стены
Строительные материалы
Сундучок
Техника
Царство света

Открытки
Сонник
Новый год 2011

ШОППИНГ
Советуем посетить!
Реклама в интернет

Реклама

  

Мэд Алиев: ''Я буду разводить богомолов, сороконожек и стрекоз''


Тема: Дизайнеры
Как правило, люди, посвятившие свою жизнь творчеству, очень неординарные и неоднозначные личности. Но кто-то все-таки старается, при всей своей оригинальности, оставаться в рамках общепринятого.

И лишь единицы не боятся быть максималистами во всем: в работе, творчестве, высказываниях и отношениях с окружающими. Именно из породы таких людей, не желающих довольствоваться чем-то средним, наш сегодняшний собеседник - известный дизайнер, профессиональный художник и преуспевающий бизнесмен - Мэд Алиев. Его имя неизвестно большинству дилетантов, но в дизайнерском мире он более чем известен. Многие считают его сложным и неуживчивым человеком, многим кажется удивительным его взлет на самую вершину московского дизайнерского "Oлимпа". Однако его проекты неизменно вызывают интерес у тех, чья профессия - создавать интерьеры.

Мэд, для творческого человека самооценка - очень сложная вещь. И все-таки Вы считаете себя хорошим дизайнером?

М: Прежде чем ответить на вопрос, хороший ли я дизайнер, нужно понять, что такое дизайнер в принципе. На данный момент в нашем КЗОТе вообще нет такой профессии. И никогда не существовало. Есть архитектор, есть проектировщик, есть художник. А дизайнер - слишком емкое слово, которое ничего не отражает. В то же время такое профессиональное определение, точность ее формулировки значит очень много. Скажем, то, чем занимается большинство наших ?архитекторов? (т. е. тех, кто закончил МАРХИ), никакого отношения к архитектуре не имеет. Конечно же, есть архитекторы, которые вызывают у меня уважение, например Сергей Скуратов. Остальные создают интерьеры, работают в замкнутом пространстве. И они добились успеха только потому, что художники по интерьеру оставались невостребованными в течение 70 лет. А когда после перестройки возник спрос на подобные услуги, наиболее подготовленными оказались именно архитекторы. Просто потому, что их научили чертить, рисовать, создавать перспективы. И на фоне этого безрыбья, на фоне расцветшего богачества, когда люди готовы были крокодилов на золотых цепочках водить, чтобы выделиться, они казались относительно нормальными. Но это не означает, что они действительно могли создавать достойные интерьеры. И я считаю, что они перестали называться архитекторами. И хотя в прессе часто можно встретить споры о том, кто ?важнее? - архитектор или декоратор, совершенно очевидно, что важнее всего - художник. Ведь неслучайно среди профессионалов интерьерного дизайна наиболее известны те, кто не имеет ни малейшего отношения к архитектуре - это Марина Путиловская, Владимир Фуражкин, Милена Пирова, отвергаемые кастой так называемых "настоящих" архитекторов.

И мне, например, кажется просто смехотворным создание Московского архитектурного общества. Работа каждого из них - сугубо индивидуальна, творческий процесс в принципе не предполагает коллективизации. Это не колхоз. Тем более, когда речь идет о конкурентах, которые мечтают перехватить друг у друга заказы. Но они считают, что лучше собраться вместе, "застолбить" участок и не пускать туда остальных.

Что же касается меня, то я, скорее, организатор, топ-менеджер своих проектов. Я отвечаю за весь проект в целом. Я должен найти архитекторов, которые дорабатывают мои идеи, строителей, организовать инженеринговый процесс и контролировать его. У меня должен быть самый широченный выбор мебели и аксессуаров, света, материалов и т. д. и т.п. И при этом я должен быть еще специалистом по маркетингу, стараясь сминимизировать расходы заказчика. Безусловно, я владею приемами декорирования, я выступаю и как создатель концепции проекта, и как оформитель, и как художник по интерьеру. И, как всякий художник, я считаю себя лучшим. (Кстати, я художник в буквальном смысле этого слова. Моя специальность - художник-анималист, и я долгое время профессионально занимался этой деятельностью.)

Ваша художественная "специализация" как-то влияет на характер создаваемых Вами интерьеров?

М: Я действительно люблю биологию и использую в своих проектах ее законы, например принципы мимикрии. Мимикрия - это способность животных на визуальном уровне адаптироваться к окружающей среде, камуфлировать себя, затеряться, спрятаться среди живой природы. Но, кроме того, мимикрия - это способность живого организма выдавать себя за другое (например, когда безобидная бабочка приобретает форму и окраску совы). Игра светотени может до неузнаваемости изменить внешний вид животного. Казалось бы, яркая шкура леопарда должна привлекать к себе внимание, но на фоне выжженной саванны или пестроты джунглей она полностью нивелируется. И, зная это, мы можем манипулировать декоративными элементами, растворяя их в интерьере, или, наоборот, акцентируя. Кстати говоря, во всех моих объектах (а их, начиная с 1992 года, сделано более двух тысяч) обязательно присутствуют изображения животных. Картины, скульптуры, барельеф - любая форма в любом материале. Это - мой "товарный знак". У меня самого собрана потрясающая коллекция произведений искусства в жанре анималистики, и я считаю, что именно великолепное знание материала позволяет мне добиваться безукоризненных результатов.

Что значит "безукоризненный результат" применительно к интерьеру?

М: Это интерьеры, в которых людям нравится жить. Большая часть того, что сегодня делается нашими архитекторами и дизайнерами, - это просто попытка обратить на себя внимание. Можно воткнуть стул в потолок, можно построить посреди гостиной Эйфелеву башню, пирамиду или античный портал. Можно создать ?самолетную? комнату, полностью обшитую клепаным металлом. Да, получится эффектно, но какое отношение все это имеет к жилью?

Жилой интерьер - это круг, разделенный на три сектора. Причем они должны стремиться быть идеально равными, что в принципе невозможно. Это функциональность, комфорт и эстетика, скомпонованные режиссурой, концепцией, интригой, наконец. Безусловно, если мы отдадим все эстетике, оставив на функциональность лишь малую часть, это будет бред и маразм. И жить там будет невозможно. Можно пойти в другую сторону, отдав предпочтение функциональности, но это будет неинтересно. Конечно, найти золотую середину очень непросто, но если добиваешься поставленной перед собой цели, - это приносит колоссальное удовлетворение. И ничто не сравнится с этим ощущением: ни деньги, ни власть, ни обладание чем бы то ни было. Созидание, бескомпромиссное творчество - вот в чем состоит смысл жизни. Это упоение, или, как я называю, каскадный апофеоз!

И все Ваши заказчики позволяют Вам "бескомпромиссно творить"?

М: Нет, конечно. Те, кто платит деньги, нередко считают, что дизайнер - это нечто среднее между официантом и парикмахером. Поэтому я вынужден отказываться от 60-70 процентов предложений. Мои клиенты - это солидные люди, привыкшие идти кратчайшим путем к наивысшему результату. Безусловно, среди них есть в высшей степени достойные люди, которые вызывают у меня не просто уважение, а восхищение тем, чего они добились и что создали. Но в ситуации, когда заказчику нужно слушаться меня как профессионала, ему очень трудно это сделать. Он привык во все вмешиваться и руководить процессом. Зато, если понимание найдено, они получают беспроигрышный интерьер. И знаете, в целом я могу сказать, что я добился независимости и никогда не делаю того, чего не хочу делать.

Существует ли, на Ваш взгляд, понятие моды в интерьерном дизайне?

М: Безусловно. Но для декоратора постоянно "быть в струе" - это напряженный труд. Для того чтобы следовать моде, нужно иметь прямые контакты с тем, кто эту моду создает. В интерьере, как и в одежде, бывают сиюминутные течения. Например, цвет. Вчера, скажем, актуальным был фиолетовый, сегодня красный, а завтра - голубой. Но слепо следовать модным тенденциям глупо. Так, например, у нас почему-то после безумной роскоши все ударились в минимализм и "японский стиль", понятия не имея, что это такое. Японский стиль обусловлен национальным характером, особенностью восприятия, ограниченностью территории, наконец. И какой смысл тупо копировать его в наших условиях. Стилизовать, играть - это прикольно и интересно. Но стелить единственную циновку в огромной пустой комнате и восторгаться этим?!.. "А король-то голый".

Художник - как хороший повар, он не может всю жизнь готовить одно блюдо. Он должен работать в любом стиле, направлении, образе, - называйте как хотите.

Я работаю в авангарде, в хай-теке, арт-деко, в классике и т. д. Какое-то время мои клиенты выступали в качестве лабораторных крыс, я тренировался на них, испробовав все, что только возможно. И когда я говорю, что я - лучший, это результат ежедневной бешеной 20-часовой работы в течение многих лет, помноженной на мой талант. Хотя это нескромно, но это так. Но сейчас, утолив этот голод, начинаешь понимать, что интерьер помещения, меблировка вообще не должны выходить из моды и требовать глобальной реконструкции. Обновить, поменять аксессуары - да. Но принципиальные решения должны оставаться на века.

Кто сегодня диктует интерьерную моду в России?

М: В основном магазины, которые нацелены на одно: продавать, продавать и продавать. Как можно больше и как можно дороже. На западе, кстати, эксклюзивными интерьерами занимаются единицы. Там процветает идея недорогого дизайна для среднего класса, там практически не используются дорогие материалы. Конечно, там создаются и совершенно потрясающие интерьеры, но это - исключение. Поэтому на Западе мода диктуется не продавцами, а художниками и архитекторами. Посмотрите, что творится, например, в Берлине. Они создали новый город, а наши архитекторы, вместо того чтобы создавать, ублажают дикие вкусы заказчиков. Что хорошего построено в Москве за последние восемь лет? Ничего. И это не вина руководства города, потому что, если бы архитекторы настаивали на своем, они создали бы что-то достойное уважения. Но за деньги они готовы на все.

Но есть хоть что-нибудь положительное в отечественном дизайнерском мире?

М: Мне очень нравится, например, что в Москве появился магазин IKEA, а дорогие магазины и роскошные салоны теряют свое влияние. Ведь в Москве должны быть не только дорогостоящие гостиницы типа "Sheraton" или "Hilton", должны быть и средние, однако достойные отели. Можно использовать достаточно недорогую мебель, но сделать это так, что она будет выглядеть не менее достойно, чем какая-нибудь "B&B". Конечно, можно пойти по другому пути и потратить на объекте любые деньги. На последнем аукционе "Sotbi's", например, был продан писсуар под названием "фонтан" за полтора миллиона долларов. Все, что угодно, можно купить и "впарить" клиенту.

Но я не люблю работать с дорогими материалами: с мрамором или художественным паркетом. Гораздо интереснее создавать нечто эффектное простыми средствами. Когда ко мне приходят клиенты от двух известных архитекторов, которые отказываются от заказов, считая, видимо, что должны работать только со сверхбогатыми людьми, то я беру эти объекты, небольшими затратами добиваясь отличного результата. Чтобы побеждать, не обязательно иметь большие кулаки. Человек, владеющий восточными единоборствами, способен победить противника, превосходящего по силе. И полосатые мраморные полы, которые бесконечно тиражируются журналами, показывают полную творческую импотентность. Можно иметь собственный почерк, но это не означает, что нужно бесконечно повторять один и тот же набивший оскомину прием. Но главная положительная тенденция - это то, что дизайнеры и архитекторы все более и более востребованы. И я приветствую это, хотя многое из того, что они делают, мне не нравится. Я не требую, чтобы они прекратили работать, я только хочу, чтобы их действия были более осмысленными. Ведь развращать общество гораздо проще, чем прививать ему хороший вкус. Художник должен иметь свою точку зрения, он не должен ?прогибаться?. Поймите это!

Еще один плюс - в том, что сейчас появилось очень много молодых интересных дизайнеров. Они не задавлены грузом наследия старых архитекторов, которых учили строить бомбоубежища и овощехранилища. Они уже свободны. Я знаю это, потому что работаю с большим количеством молодых художников и архитекторов. Именно им принадлежит будущее и именно они должны войти в мировую цивилизацию. К сожалению, у них нет больших возможностей, они не могут много ездить по выставкам, но у них есть вкус и талант, а это тоже немало. Я надеюсь, если благоприятная экономическая ситуация (связанная, прежде всего, с нефтью) продлится, то сквозь все сорняки, миазмы и пароксизмы сегодняшней отечественной архитектуры взойдет новая здоровая поросль.

Есть ли в российских интерьерных дизайнерах что-то сугубо национальное, особенное, что отличало бы их от тех, кто работает в Японии или Америке?

М: Дореволюционная российская цивилизация погибла. Таких интерьеров, как в Юсуповском дворце, больше мы не увидим. И своего лица у России пока нет. Хотя оно вполне могло бы быть. Конечно, это не должен быть китч в духе "а ля рюс". Интерьерная интерпретация русской ментальности - это, на мой взгляд, эклектика с изрядной долей Востока, потому что Россия - больше восточная страна, нежели западная. Сейчас ситуация складывается так, что западная цивилизация, хотим мы этого или нет, все больше и больше вторгается в наш мир (в том числе и в дизайне). Может быть, из-за этого мы теряем возможность обрести собственное лицо. Но мне кажется, лучше иметь заимствованное лицо, чем не иметь никакого. Я - за красоту, и неважно, в каком контексте она подается. И я знаю, что люди, которые пожили в красивом доме, красивой квартире, уже никогда не смогут долго оставаться в сером, невзрачном пространстве. Хотя красота - во многом условное понятие, сформировавшееся за долгий период времени в определенный стереотип, который зашит в наше подсознание. А для меня образец красоты - это природа, пейзажи. Естественные, чистые, живые. Поэтому если я когда-нибудь оставлю дизайн, то буду рассматривать гравюры Гюстава Доре, слушать музыку Нино Рота и создам маленький зоопарк, где буду разводить богомолов, ос и бабочек.

фото из архива М. Алиева
беседу вела Снежана Ли

Архидом
0

Оценить эту статью:          
Окна в деревянном доме
Материалы для фантазера
Шторы для спальни
Сам себе дизайнер? Творчество в интерьере
Отопление деревянного дома

 
Бегун

Реклама

Опрос
Список опросов


Copyright © 2004-2008 Домашний мастер, Связаться с нами.
Рекламное агентство AdShop.ru, размещение рекламы
Хостинг, дизайн, разработка сайта
Экспорт новостей RSS 2.0






Rambler Top